Умелая, доведённая до профессионализма сетевая активность – важнейшее условие успешного развития карьеры дизайнера. Ищете ли вы через ваши контакты новых клиентов или стараетесь использовать эти возможности для профессионального роста и приобретения навыков, их надёжная сеть представляет большую ценность. В данной статье предметом нашего подробного рассмотрения станут сетевая активность, как таковая, преимущества, которые она даёт, а также полезные приёмы, которые вы можете применять в ведении собственных сетевых проектов. Сетевая активность подразумевает налаживание контактов и выстраивание отношений с людьми различных профессий и занятий, в том числе, с другими дизайнерами и разработчиками. Мы писали эту статью, исходя из своего веб-дизайнерского опыта, однако, изложенные в ней принципы применимы, в целом, к любой сфере деятельности — несмотря на возможные расхождения в ряде нюансов.
. .
Зачем общаться в сети?
Если вы не являетесь активным участником сетевого общения, то вы, возможно, не вполне понимаете, зачем вам нужно в это ввязываться. Давайте, мы сначала рассмотрим преимущества, которые оно вам даёт, а уж затем – приёмы и соответствующие рекомендации.
Добрая молва
Многие дизайнеры продвигают свой бизнес, пользуясь для рекламы, прежде всего, людской молвой. Проще говоря, чем больше людей знают о вас и об оказываемых вами услугах, тем выше ваши шансы заполучить нового клиента, благодаря их лестным отзывам. Знакомясь с людьми в вашем сетевом сообществе и поддерживая с ними отношения, вы сразу вспоминаетесь им, когда кто-то в их кругу начинает искать подрядчика вашей специализации. Потенциальный клиент, получивший личную рекомендацию от вашего знакомого или от человека, работавшего с вами прежде, станет вашим реальным заказчиком с гораздо большей вероятностью, чем некто, узнавший о вас по другим каналам. Часто дизайнеры общаются с коллегами, оказывающими такие же или подобные услуги. Получение заказов по рекомендациям дизайнеров из общего сетевого сообщества практикуется намного шире, чем вы думаете.
Хотя спектр ваших услуг может частично совпадать с тем, что предлагает другой дизайнер из вашего сообщества, сильные и слабые стороны каждого из вас неминуемо будут разными, так же, как опыт вашей работы с различными клиентскими группами. Кроме того, за какие-то проекты некоторые ваши коллеги попросту не захотят браться, или в ряде случаев графики и сроки, установленные конкретным заказчиком, окажутся неприемлемы для дизайнера. В таких ситуациях рекомендовать клиенту в качестве подрядчика друга или сослуживца – обычное дело.
Совместная работа
Наличие надёжной сети открывает перед дизайнерами, особенно, перед фрилансерами и частниками, бесконечные возможности в плане сотрудничества. Как разового, в рамках конкретного проекта, так и на постоянной основе. Лучше всего включить в ваше сообщество людей, чьи профессиональные умения служат дополнением ваших собственных.
Так вы сможете объединять усилия, сосредотачиваясь каждый на тех аспектах, в которых вы наиболее сведущи.
Решение проблем
Если участники вашего сетевого сообщества пользуются вашим доверием и уважением, то вы без колебаний обратитесь к ним за советом или помощью при возникновении проблем. Знаете вы кого-нибудь, кто сталкивался с подобной ситуацией и мог бы поделиться с вами советом, исходя из собственного опыта? В случае с дизайнерами и разработчиками это могут быть технические вопросы, например, трудности в написании программы, или поиск наиболее подходящего вашему клиенту решения, или вам могут просто понадобиться подсказки по каким-то аспектам фри-ланса.
Задел на будущее
Специалист, располагающий широкой сетью контактов, как правило, имеет больше возможностей, чем специалист равной квалификации с узким кругом общения. Даже если сегодня вы не испытываете острой потребности в мощной сети контактов, вскоре вы можете столкнуться с ситуацией, в которой надёжное дружеское плечо станет вам бесценной опорой. Что касается дизайнеров-фрилансеров, возможно, они не собираются оставаться таковыми всю жизнь, и когда они начнут подыскивать себе место для трудоустройства, им очень пригодится стабильно действующая сеть контактов, которые знают как их самих, так и уровень их квалификации. Да, можно отложить участие в сетевых сообществах до момента официальной смены вами статуса фрилансера, но в ваших собственных интересах позаботиться о налаживании прочных отношений заранее.
Оказание дружеской помощи
До сих пор речь шла только о том, чем ваша сеть может быть полезна вам, однако, настоящая сетевая активность не бывает односторонней. Одно из преимуществ наличия широких связей состоит в вашей возможности помогать другим. Если сами вы – не фрилансер в поисках постоянной работы, то вы вполне можете выступить в роли посредника между вашим другом-фрилансером и кем-то готовым нанять дизайнера.
Дружеское общение
Помимо чисто профессиональной выгоды, общение в сетевом сообществе может также доставить вам удовольствие от новых знакомств и дружеских отношений. Это особенно важно для фрилансеров и людей, работающих на дому. Сетевое общение может стать для них одним из немногих средств связи с коллегами-специалистами — ведь они не бывают в офисе и не видятся с сослуживцами ежедневно.
Советы дизайнерам по организации сетевого общения
Рассмотрев ряд преимуществ, которые даёт вам сетевое общение, позвольте предложить вам и несколько практических советов.
Будьте доступны людям
Одно из ключевых условий грамотной организации сетевого общения – открытие другим людям доступа к вам. Конечно, сетевое общение строится вашими усилиями по укреплению связей с людьми, но оно подразумевает и вашу доступность им, когда им есть, что сказать вам. Вы можете создать бланк обратной связи или указать ваш электронный почтовый адрес на веб-сайте портфолио, подключиться к социальным сетям, добавить ссылки на ваши профили в них в ваше портфолио и просто отвечать людям, которые к вам обращаются.
Стремитесь ко взаимной выгоде
Самая успешная модель отношений в рамках сетевого общения — «беспроигрышная», так или иначе выгодная обеим сторонам. Если вы хотите развивать бизнес или карьеру, главным образом, через сетевое общение, постарайтесь найти способы извлечения из него взаимной выгоды. Чтобы обе стороны были заинтересованы в прочности этих отношений и всемерно способствовали их укреплению для достижения результатов, немыслимых для каждой из них по отдельности.
Находить беспроигрышные решения не так просто, но они начнут появляться по мере вашего сближения с другими участниками сообщества и выявления индивидуальных сильных сторон, способностей и возможностей каждого из вас. Отношения внутри таких сетей имеют больше шансов упрочиться и продлиться дольше.
Ведите блог
Дизайнеры часто ведут блоги на их веб-сайтах портфолио или на других доменах. Блоггинг не только эффективен для привлечения потенциальных клиентов, но и служит отличным способом «наведения мостов» с другими дизайнерами с целью создания сетевого сообщества. Блоггинг по сути своей – личностное явление, порождающее двустороннее взаимодействие и максимально способствующее взаимному влиянию. Кроме того, блоггеры охотно читают и чужие блоги, а дизайнерское блог-сообщество отличается особой активностью. Блоггинг – отличный способ заявить о себе и реализовать свои возможности в плане расширения контактов с коллегами-специалистами.
Углубляйте отношения
Как почти во всех прочих сферах жизни, качество и здесь важнее количества. Широкие связи с людьми не помешают, однако, вы и сами заметите, что наибольшую отдачу обеспечивает вам сетевое общение с вашими ближайшими друзьями. Знакомясь с людьми, не ограничивайтесь формальным общением, старайтесь сойтись с ними теснее. Те, с кем у вас сложатся прочные отношения, вполне возможно, войдут в ваш «ближний круг», внутри которого поддерживается постоянная связь.
Не ждите с моря погоды
Не сидите, сложа руки, в ожидании, что кто-то предложит вам общаться. Подключайтесь к социальным сетям, не пропускайте сетевые события местного значения, посещайте семинары и обращайтесь к людям, с которыми вы хотели бы познакомиться. Присутствуя на каком-то событии или пользуясь социальной онлайн-сетью, помните, что все остальные люди здесь по той же причине, что и вы, — поэтому не стоит обходить их стороной из опасения показаться навязчивым. Сюда же можно отнести комментирование дизайнерских блогов, участие в работе форумов и публикацию статей в качестве приглашённого автора. Ваше сетевое сообщество станет ценным дополнением к вашей карьере, поэтому действуйте на упреждение и старайтесь превратить его в нечто особенное.
Определитесь с целями
Заблаговременно сведённое с другими специалистами знакомство поможет вам чётче определить для себя цель установления подобных контактов вообще. Таким образом, вы сможете решить, с кем вам нужно наладить связь, а значит, от вашего сетевого общения будет больше пользы и отдачи. Например, вы – студент, через год заканчивающий своё обучение и уже подыскивающий себе место в качестве дизайнера, тогда вам хорошо бы познакомиться с руководителями студий дизайна или сотрудниками предприятий, которым может потребоваться дизайнер. Если же вы – дизайнер, не предлагающий параллельно и услуги по разработке проектов, то вам пригодится знакомство с успешными разработчиками для совместного ведения проектов. Оценивайте свои «плюсы», «минусы» и текущую ситуацию. Кто или что поможет вам достичь желаемых результатов? Узнайте, кто занимает эти ключевые должности и познакомьтесь с ними.
Подумайте, что вы можете предложить
Вам нужно чётко представлять себе, чем вы можете быть полезны другим людям, это не менее важно, чем знать, что вам требуется от них, и это поможет вам придать себе вес в их глазах. Подумайте, есть ли у вас особые индивидуальные умения, и какие заманчивые возможности вы могли бы перед ними открыть.
Это, конечно, не означает, что вам нужно трубить повсюду обо всех нюансах вашего мастерства и о том, как вы всем необходимы; однако, ясное представление о собственных сильных сторонах поможет вам распознавать случаи явного совпадения интересов и позиционировать себя наиболее выигрышным образом для взаимовыгодного сотрудничества.
Расширяйте ваше сообщество и опосредованно
Порой наибольшую отдачу вы будете получать от контактов с людьми, казалось бы, не представляющими для вас профессионального интереса. То есть, это может быть человек, знающий, кто вам нужен, и готовый направить вас к нему или передать ему ваше сообщение. Действенность и ценность вашей сети возрастает в геометрической прогрессии с осознанием вами того обстоятельства, что вы связаны не только с теми, кого вы лично знаете, но и со всеми их знакомыми тоже.
Это легко продемонстрировать на примере социальной сети LinkedIn. У вас может быть 50 LinkedIn-контактов, каждый из которых, при этом, связан ещё и с другими, незнакомыми вам людьми. Если у каждого вашего контакта по 50 собственных, то между вами и некими потенциально важными связями стоит всего один человек.
Практически, если вам нужен специалист в определённой области или с определённым опытом, узнайте у людей в вашем сообществе, нет ли подходящей кандидатуры среди их знакомых. Опосредованное сетевое общение часто эффективнее прямых контактов, поскольку задействует с выгодой для вас чужие сети и позволяет вам получать рекомендации от надёжных людей.
Не ждите, пока вам что-то понадобится
Сетевое общение протекает гораздо лучше, когда на его участников не давит необходимость немедленного достижения результатов. Обращение к друзьям и знакомым в затруднительной ситуации вполне оправданно, однако, куда разумнее держать наготове разветвлённую и отлаженную сеть контактов, спешащую на помощь по первому зову. Сугубо вынужденное сетевое общение вряд ли будет приятным и взаимовыгодным, а у людей может сложиться впечатление о вас как о корыстном эгоисте.
Никогда не отказывайте в помощи другим
Ваша помощь людям, создающая вам репутацию ценного участника сообщества и настоящего друга, – важный аспект сетевого общения. Вы не всегда будете в состоянии помочь, но боритесь с искушением помогать другим только ради собственной выгоды. Атмосфера сетевого сообщества, участники которого стремятся и хотят помогать друг другу, будет благотворной для всех.
Не пытайтесь «использовать» людей
Формируя состав своего сообщества, не идите лёгким путём, отсеивая всех, кто не сможет вам пригодиться. Это не лучшая стратегия общения, и люди её, как правило, не одобряют. О вас точно не скажут, будто вы кого-то используете, если вы сами будете искать случая прийти другим на помощь. Они оценят, как много вы для них сделали, причём, бескорыстно, и поймут, что полезность людей не является мерилом вашего отношения к ним. Сознательно выручая других, вы, скорее всего, внушите им стремление и вам оказать ответную услугу.
Общайтесь в сети не в ущерб делу
Хотя сетевое общение с коллегами должно органично вписываться в вашу работу, прямых доходов от него не ждите. Фрилансерам, особенно, нельзя отвлекаться и забывать об их клиентах, поскольку они живут этим заработком. При всей значимости для вас сетевого общения, оно не должно мешать вашей основной работе.
Онлайн-сети и электронная переписка – главные отвлекающие факторы. Разработайте себе такую схему деятельности, чтобы общаться без ущерба для дела. Например, не оставляйте ваш электронный почтовый ящик и Twitter открытыми на весь день, а назначьте проверку сообщений в них на конкретное время. Все мы – разные, и у каждого из нас – своя, удобная именно ему, манера работы, вот и найдите собственный способ общаться в сети с максимальной отдачей и минимальным снижением показателей вашего труда.
Не зацикливайтесь на том, кто чего стоит
Стремясь укрепить ваше сообщество за счёт весомых знакомств, легко сбиться на отсев «бесперспективных». Опасная стратегия, ведь так вы начнёте избегать контактов с людьми, которые покажутся вам бесполезными.
Не пытайтесь «засветиться» онлайн везде
Возможностей общаться в сети много, особенно, онлайн. Но постоянно присутствовать вам удастся лишь на ограниченном количестве ресурсов, так что, не «растекайтесь». Лучше выберите несколько сетевых веб-сайтов и групп, заслуживающих внимания, и увидите, насколько больше у вас станет времени для интенсивного общения.
От активности в нескольких сообществах больше толка, чем от вялого участия во многих. Тут можно вновь вспомнить о том, что качество контактов важнее их количества.
Участвуйте в мероприятиях
Веб-дизайнерам и остальным онлайн-специалистам повезло: для них проводятся познавательные конференции и тематические отраслевые мероприятия, позволяющие им учиться и общаться. Если поблизости намечается подобное событие, не пропустите его. А если вы – любитель путешествий, то, конечно, можете посещать их где угодно.
Следите за местными новостями
Сетевое онлайн-общение может стать для вас ловушкой, попав в которую, вы упустите возможности, открывающиеся перед участниками живых местных сообществ. Торговые палаты многих округов устраивают свои мероприятия, там проводится обмен визитками, проходят семинары и различные встречи местных специалистов. Следите за подобными событиями в ваших регионах – вдруг появится шанс, который вам стоит использовать.
***
Прикрепления: |